Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало аналитический обзор и рэнкинг страховых компаний по итогам 2023 года. Согласно исследованию агентства, рост страхового рынка РФ в 2023 году составил +26%, или +2,285 млрд. рублей в денежном выражении.
 
Агентство отмечает, что для страхового рынка 2023 год ознаменовался как один из прибыльных для страховых компаний в ROE, по данным ЦБ РФ, рост составил +25%.
 
Поквартальная динамика объема премий является положительной из-за адаптации рынка к санкционному воздействию, притоку клиентов из-за ухода с рынка западных страховщиков и повышения страховых тарифов в результате влияния инфляции.
 
Драйвером рынка каско в 2023 году стало развитие импорта автомобилей из Китая. Расширение диапазонов тарифов и ужесточение контроля за полисами ОСАГО также повлияло на существенный рост премий в моторных видах страхования.
 
Значительно выросли показатели премии по страхованию жизни. Продукты инвестиционного и накопительного страхования жизни все больше конкурируют с прочими инвестиционными продуктами (депозиты, ПИФы, брокерские счета, ИИС и т.д.).
 
По данным агентства, структура продаж не претерпела существенных изменений, продолжается сокращение доли кредитных организаций с 30% до 28%, данный канал на текущий момент остается для страховщиков основным каналом распространения страховых продуктов.
 
Доля продажи страховых продуктов без участия посредников в офисах страховщиков за год снизилась на 1 п.п., до 19%, а без участия посредников путем обмена информации в электронном формате за этот же период выросла с 5% до 8%, доля продаж при участии посредников путем обмена информации в электронном формате поднялась с 9% до 11%.
 
Доля продаж агентами-физлицами за год снизилась на 2 п.п., до 16%, через юрлица (например, авиакассы и прочее) доля осталась неизменной – на уровне 5%, доля продаж через организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами – также осталась на уровне 3%. Доля продаж через страховых брокеров снизилась на 1 п.п., до 4%, остальные 6% продаж в 2023 году пришлись на операторов финансовых платформ и прочих посредников.
 
Ставки комиссионного вознаграждения в целом по рынку снизились, самыми дорогими каналами являются организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами.
 
Наиболее активно развиваются онлайн-продажи: на продажи через интернет пришлось 19% премий против 14% в 2022 году. Конкурентная борьба обостряется также за счет новых форматов работы через маркетплейсы и другие цифровые каналы.
 
Крупные страховые компании, имеющие значительные активы и высокий уровень застрахованных рисков, могут считаться более успешными и чувствовать себя лучше на рынке в текущем 2024 году. Именно на ТОП-20 страховых компаний пришелся основной объем в росте собранных страховых премий в размере 342 млрд рублей или совокупном росте в 41%. Их финансовая стабильность и репутация также могут повысить доверие клиентов и инвесторов.
 

На 2024 год НРА ожидает от страхового рынка сохранения показателей 2023 года, за исключением существенного замедления темпов роста по КСЖ и страхования от НСиБ, что логично в условиях повышения ключевой ставки ЦБ.

Дата изменения: 26 марта, 2024 13:41